Кризис отношений в семье

Кризис отношений в семье
С точки зрения биологии наша жизнь - это связи. С точки зрения психологии, отношения - это значимые эмоциональные связи между людьми. По-настоящему счастливы не те, у кого есть деньги и успех, а те, у кого имеются надёжные друзья, поддерживающая семья и взаимная любовь. Пациенты, страдающие от навязчивостей, страхов, депрессии, зависимого поведения, личностных и психосоматических расстройств, практически все пациенты с симптомами имеют не пережитую травму в прошлом, в детстве или испытывают любовный голод в настоящем, который они демонстрируют.
 
Что же происходит с личными отношениями сегодня?
 

Сегодня мы видим, как стремительно растёт спрос на психологию вообще и на парно-семейную терапию в частности. Значимость личных отношений повышается. Почему? Можно предположить, что бесконечный локдаун, в котором мы все оказались, развернул людей лицом в сторону отношений и усилил всё то хорошее или плохое, что есть в отношениях, стало труднее убегать от проблем в работу, в социум. Пандемия усилила страх смерти, подтолкнув нас всех к переосмыслению приоритетов, возможно также, что люди начали уже уставать от бесконечной гонки за деньгами, успехом, материальными благами. Многие приходят к выводу, особенно молодые люди, что хорошие личные отношения сегодня являются наиболее доступным и эффективным инструментом повышения качества жизни и достижения удовлетворения в ней. В условиях политических и экономических ограничений многие переключаются на семью и детей. 



Сегодня иметь дружную хорошую семью и быть хорошим папой снова в тренде. Одновременно со всем этим мы видим, что семейно-брачные отношения становятся все более сложными и неопределёнными вплоть до полной утраты ориентиров. В этом смысле, а не в значении отмирания, брак, как социальная институция переживает некий кризисный момент, то есть период кардинальных изменений.

За последние 60—70 лет цивилизация поменяла вектор своего развития, произошло несколько глобальных революций, чему мы стали свидетелями: цифровая, сексуальная, либеральная. Границы времени и пространства раздвинулись, частная жизнь оказалась освобождена от контроля со стороны различных социальных институтов, на фоне ослабления семейно-групповых связей резко повысилась ценность отдельно взятой личности и её индивидуальных потребностей. Случился ценностно-нормативный хаос. Мы все видим, что прежние нормы и предписания рухнули, они уже не работают, а новые пока ещё в процессе становления. Люди теряются в простых вопросах: когда и как создавать семью, по каким правилам выстраивать отношения, каковы рамки дозволенного, как распределять роли в отношениях реальных и виртуальных и так далее. Современная семья и брак переживают затянувшийся кризис, мучительный период изменений, поиска новой идентичности адекватным современным вызовам и реалиям. 



Что изменяется в институте семьи и брака? 




Актуальные тенденции могут быть разделены на две большие группы:


  • объективные  
  • субъективные 

Самые большие тревоги у всех возникают в связи с резким ростом нестабильности семейных и супружеских отношений. Современные люди значительно чаще разводятся и с большой лёгкостью вступают в повторные браки. 

Например, в больших городах России распадается больше половины браков, в Санкт-Петербурге в 2020 году на 41.000 браков пришлось почти 23.000 разводов. Одновременно с этим повышается возраст вступления в брак, сейчас это в среднем от 25 до 34 лет, то есть 29. Молодые люди предпочитают длительные гражданские отношения, нарастает количество неполных, чаще материнских семей на фоне увеличения количества внебрачных детей. 

Например, во Франции около 60% всех детей рождаются вне брака, а в ряде европейских стран это число приближается к 50. Повышение уровня жизни в экономически развитых странах породило новую ценность, так называемый Single house, когда одному жить удобнее. Брак стал обузой, а не средством выживания, большая часть молодых пар живут в гражданских и гостевых отношениях.



В результате сексуальной революции прошлого века возникло умопомрачительное разнообразие форм личных сексуальных и личных отношений: гомо, гетера, бисексуальные, моногамия, полигамия, полиамория, сологамия - осознанное одиночество или даже брак с самим собой. Женщины переосмыслили существенно свои права и возможности, в результате чего резко повысилась их активность, изменяются и размываются гендерные роли. Женщины чаще выступают инициаторами брака и развода, чаще берут на себя ответственность за семью и детей, одна из самых распространённых сейчас моделей парных отношений - это вариант сочетания активной женщины и пассивного мужчины.



Кроме того цифровая революция и новые технологии обеспечили невиданный ранее комфорт. Можно вообще не напрягаться, тебе все доставят прямо домой и все сделают. В социальных сетях и мессенджерах можно тусоваться не выходя из дома, онлайн-общение вытесняет живое взаимодействие живых людей. В связи с этим возникли новые проблемы: в сети пока ещё не сформирована необходимая безопасность и культура отношений - это ещё в процессе.



Самое широкое распространение получили альтернативные формы брака. Сегодня на вопрос: «В каком браке вы живёте?» дают самые неожиданные ответы: в официальном, гражданском, пробном, гостевом, венчаном, групповом, однополым, свободным и так далее. 

Пример из практики: молодая пара обращается в ситуации затянувшегося кризиса отношений и на вопрос: «Кем вы приходитесь друг другу?»следует два взаимоисключающих ответа. Он: «Мы супруги, у нас семья, поскольку мы живём вместе, ведём общее хозяйство и совместно воспитываем ребёнка». Она: «У нас не семья, мы не супруги, мы сожители, поскольку наши отношения не зарегистрированы, а мой ребёнок от первого брака». Мы видим два полярно-диаметральных мнения об одной и той же реальности, интерсубъективной реальности. Психологи это обозначают, как размытую парно-семейную идентичность, люди дезориентированы, жить по-старому никто не хочет, а какую модель выстраивать - не совсем понятно.



Какова при этом внутренняя психологическая подоплёка, происходящих процессов?



Главная проблема большинства современных семей, браков, супругов в том, что они вовлечены в противоречие, разночтения в вопросе о модели построения отношений семьи. Из-за турбулентности нашей эпохи представление близких родственников разных поколений: отцов, детей, дедушек, бабушек катастрофически различные. Между супругами также нет единодушия и зачастую их жизнь похожа на поле боя за личную правоту. Вторая проблема - люди испытывают хронический страх потери партнера на фоне повышенной потребности в эмоциональной близости, и страх близости сегодня такой сильный, а возможность жить одному такая соблазнительная, что многие вообще отказываются от постоянных отношений. Нет отношений — нет проблем. Сегодня всё так стремительно изменяется, что стабильность становится химерой, а долгосрочное планирование теряет смысл.



Перед парами встаёт сложнейший вопрос: «Как сохранить стабильность отношений в нестабильном мире?» 


Довольно длительное время, в христианском мире, господствовала моногамия, общественные религиозные институты поддерживали сохранение постоянной, официально-подтверждённой, легитимной связи между одним мужчиной и женщиной на протяжении всей их жизни, такая форма бытия была проста, понята и стабильна. При этом возникала проблема: поскольку один человек не может удовлетворить все потребности другого, то в длительном моногамном браке было много подавленных и несчастливых людей. Традиционная семья в различных её формах, вариантах и трагедиях отлично запечатлена в великом романе Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», лучший бытовой роман всех времён и народов.

Но мир изменился и человек тоже, как часть мира. Современный человек, прежде всего, заботится о себе, он не хочет довольствоваться частичным наполнением, удовлетворением, он хочет всё самое лучшее для себя любимого и по возможности сразу. Современный человек алчет и профессиональную самореализацию, и высокий доход, налаженный быт, романтические отношения, интересное общение, фееричный секс и многое другое. Поскольку всё это получить от одного человека, супруга практически невозможно, то наиболее распространённой компромиссной формой брака, по существу нарциссической компромиссной формой брака, сегодня становится множественная, серийная моногамия, когда один человек за свою жизнь создаёт несколько последовательных легитимных официальных союзов, какое-то время реализуя моногамные отношения. Это уже совсем иная форма отношений, ориентированная не на осознанный выбор, социальные интересы и стабильность, а на наиболее полное удовлетворение личных потребностей здесь и сейчас на каком-то коротком периоде жизни. В результате множественной моногамии формируются смешанные семьи с усложнением отношений, повышением рисков, таких семей сейчас много или большинство.



Например, за психологической помощью обращается пара: мужчина 38 лет и женщина 32 лет, состоящие 8 лет в официальном браке. Главная проблема пары - затяжной конфликт, убивающий все тёплые чувства друг к другу. Партнёры сообщили, что на начальном этапе своих отношений, они переживали яркую влюблённость, сильное сексуальное влечение, а также глубокий личностный интерес друг к другу, то есть всё, что необходимо для образования союза. Им было хорошо и интересно друг с другом и в ходе парного интервью стало ясно, что это классическая смешанная семья, наиболее распространённая сегодня, когда супруги проживают в 3-комнатной квартире, с совместным ребёнком, сыном 5 лет, а также 9-летней дочерью жены от первого брака. Здесь отношения между девочкой и отчимом не сложились с самого начала и в последнее время они приобрели характер открытой вражды. Родной отец платит девочке алименты, но личные отношения с дочерью не поддерживает, что тоже сейчас весьма распространено. У нынешнего мужа также имеется ребенок от предыдущего брака: сын 12 лет. Отец формально поддерживает отношения, помогает материально, принимая его в своей нынешней семье, посещая предыдущую семью, выстраивая с ребенком неформальные отношения. Родители мужа новую невестку и внука не признали, заняв сторону официальной семьи сына. На момент обращения к психологу, поводом для супружеских конфликтов являлись ссоры, деструктивные конфликты мужа с дочерью жены, отношения жены с родителями мужа и его предыдущей семьей, совместный отдых и досуг в выходные дни, не удовлетворяющие сексуальные отношения. Дополнительно к этому у мужа начала формироваться алкогольная зависимость, у жены появились гинекологические проблемы, у дочери-подростка резко снизилась школьная успеваемость, у сына ночные страхи, полный набор дисгармоничной семьи. В связи со скандалами и взаимными упрёками, супруги стали думать о неизбежности и даже полезности развода. На одной из совместных встреч супругов спросили: «Какими бы могли быть ваши отношения, если бы вы сейчас жили втроём, а прежние дети и браки просто бы не существовали в вашей психической реальности?» и прозвучал следующий ответ: «Однозначно наши отношения были бы более простыми и более счастливыми, они бы просто-напросто были, а сейчас их нет и такое впечатление, что наше прошлое одерживает верх над нашим настоящим».  



На вопрос: «Какие задачи нужно, по вашему мнению, решить в первую очередь, чтобы вы смогли спасти свой брак и заняться друг другом?», пара ответила: «Хорошо бы для начала вернуться, провести четкие границы в отношениях со всеми родственниками, очертив и защитив свой брак от всех внешних угроз». Очевидно, что здесь супружеские отношения осложнены вследствие объективных трудностей смешанного брака, уже ставшего реальностью для многих современных людей.



Главная проблема сводных семей - это отсутствие внятных норм, которые бы регулировали отношения между супругами, их предыдущими партнёрами, детьми и прародителями. Возникают непростые вопросы: как распределить финансовые расходы между разными семьями? Как ребёнок должен называть неродного родителя? Каковы границы ответственности и власть сводного родителя? Может ли он наказывать неродных детей и как именно? Как выстраивать отношения с прародительской семьёй, с бывшими супругами своих супругов? Часто прежняя родительская семья ориентирована на традиционный брак и не очень хочет принимать новых супругов своих детей. Как организовать отдых в выходные дни, удовлетворив потребности сразу нескольких семей? Это только верхушка айсберга под названием «Множественная моногамия».



Мы видим, что на какое-то время семья утратила свою привычную корневую идентичность, то есть чувство определённости, непрерывности во времени и чёткости норм и предписаний. Единое, непротиворечивое представление о семье и браке канула в Лету. Сегодня каждая пара вынуждена самостоятельно дорабатывать свой семейный кодекс, нормы совместной жизни. Многие не справляются и проблема в том, что даже любящие и близкие родственники имеют очень разные представления о жизни и отношениях. Различие приводит к конфликту представлений и изнурительной борьбе за власть и признание каждого члена семьи его мнения главным. Всё, включая супругов и детей, прародителей, считают своим долгом претворить в жизнь собственную модель семейной жизни, потому что им легче будет её реализовывать. Люди не могут определиться, что же правильно, кто прав и кто должен вести за собой семью. В результате этого большинство семей пребывает в состоянии такого неприятного, хронического, деструктивного конфликта.



В чём же выход?
 

В самоопределении, в поиске и осознанном выборе пары, наилучшей для себя форм и модели отношений, адекватных современным вызовам. Первенство в прочности и в понятности принадлежит многовековой патриархальной семье, традиционной семье. Здесь всё чётко: вся семья свято соблюдает семейные традиции, экономическая психологическая власть принадлежит мужчине, в семье имеет место субординация по полу, по возрасту и очень важное чёткое распределение ролей. Традиционная семья имеет явные плюсы – это стабильность, сплочённость и единообразие, а среди главных минусов два момента: 


  • узурпация экономической психологической власти в одних руках с притеснением интересов других членов семьи;
  • ригидность — избегание каких-либо перемен, даже если они неизбежны и необходимы. 

Опыт работы с парами показывает, что современные российские семьи чаще всего организуются в соответствии с тремя моделями:


  • партнёрские отношения или эгалитарный брак;
  • романтические отношения;
  • детоцентрированный брак.



Для партнёрских отношений характерно признание равенства всех членов семьи независимо от пола и возраста. Основная ценность - это признание нормальности различий и проявление уважения к ним. Оба супруга работают, вносят посильный вклад в финансовое обеспечение семьи, семейные роли распределяются не по гендерным стереотипам, а в соответствии с индивидуальными предпочтениями и возможностями. Здесь приветствуется функциональное лидерство, когда каждый член семьи может быть главным ведущим в наиболее подходящей и успешной для него сфере деятельности. Основным механизмом семейной жизни в партнёрских отношениях является договор. Семья представляет собой некий рабочий альянс, решающей задачей, обеспечивающей наилучшие условия для социальной адаптации членов семьи и для успешного решения жизненно важных задач и гармоничного развития каждой личности, входящей в семью. 


С какой же проблемой обращаются партнёрские семьи к парному терапевту? 


В этой модели возникают конфликты в связи с границами возможного, а также с конфликтом мнений и интересов. В семье нет кого-то главного, есть разные мнения равных людей, трудно или даже невозможно принять общее решение по простым вопросам: как тратить деньги, как распределять обязанности по хозяйству, как воспитывать детей, как провести отдых.



В романтических отношениях на первый план выходит эмоциональная сторона жизни. Люди ждут друг от друга максимального проявления положительных чувств и переживаний: любви, восхищения, теплоты, нежности, красоты, заботы. Данные ожидания сопровождаются сентиментальными ритуалами: постоянные знаки внимания, ожидания подарка, сюрпризы, красивый отдых, романтические путешествия, приятные впечатления, телесные ласки. Эта модель во многом опирается на гендерно-сексуальные стереотипы и зачастую она оторвана от жизни, но при этом она хорошо работает на этапе ухаживания. В дальнейшем любовная лодка разбивается о быт и другие реалии жизни и модель показывает свою несостоятельность. Здесь недостаточно выраженной ответственности обязательства, признание реальности, важности рутинных задач, отношения признаются хорошими, пока они интересны, приятны и доставляют удовольствие.



Третья модель - это детоцентрированная пара. Она создаётся ради детей и нередко вследствие наступившей беременности. В этом случае назначение семьи - это создание наиболее благоприятных условий для полноценного физического, психического и социального развития детей. В таких семьях власть принадлежит детям, они принимают решения, они получают максимальную любовь, внимание и заботу. Главные проблемы в детоцентрированной семье:
 

1. Проекции на детей нереализованных желаний, потребностей и страхов родителей, включая сексуальные с ущербом для тех и для других. 

2. Отсутствие зоны супружества, зоны интимности. 


Отношения между супругами нередко десексуализированны. Во время беременности или сразу после рождения ребёнка секс исчезает, а место мужа, в супружеской спальне, занимает ребёнок. Здесь, по мере взросления детей, брак оказывается под угрозой или полностью исчерпывает себя.

В каждой из представленных моделей, плюс ещё традиционная модель, имеются свои минусы и плюсы. Каждая из них имеет право на существование, поскольку удовлетворяет какие-то важные отдельные потребности людей.



Сегодня главные угрозы для современного брака – это не его новые формы и даже не однополая любовь, а вот тот злокачественный эгоцентрический нарциссизм, который сейчас наметился. В современной культуре появилась опасная тенденция, в которой усматривается массированная атака на нормальные человеческие связи. На протяжении последних десятилетий, средства массовой информации и отдельно взятые медийные личности, коучи, поп-психологи активно формируют и продвигают новый тип личности: успешного социопата, зацикленного на себе, убегающего от близких отношений. В основе новейшего, но во многом постмодернистского сознания, лежит идея ничем не ограниченной свободы, любви к самому себе и личного удовлетворения. В качестве обоснования приводятся многочисленные научные данные из области психофизиологии мозга современных психологических и социологических экспериментов. Новоявленные миссии специально обучают индивидов тому, как любить себя больше, чем остальных, как научиться исполнять все свои желания, как стать самодостаточным и независимым, как быстро расставаться с абьюзерами, как быстро и решительно расставаться со всеми, кто создаёт хотя бы малейший дискомфорт. В качестве вознаграждения людям обещаются: свобода, деньги, социальный успех, самореализация. При этом интерес к другому человеку, как основа жизни, выбрасывается на свалку истории и подменяется ничем не ограниченной любовью к себе. Под данную идеологию разрабатываются специальные языковые конструкты, легализующие эгоцентрическое существование. В этой новой нарциссической реальности, любовь и ответственность – это болезненная зависимость, а выполнение обязательств и забота о других людях признаётся мазохизмом, просьбы и требования со стороны близких людей получают ярлык недопустимого абьюза. Категории важные для отношений: совесть, долг, сострадание, эмпатия, духовность, практически полностью изъяты из повседневного языка современного человека. В результате массированной атаки на нормальные эмоциональные связи формируется общество глубоко несчастных одиноких людей в реальной или виртуальной толпе самодостаточных индивидов.



В заключении, стоит отметить, что жизнь - это связи, которые надо не разрушать, а укреплять. Современный брак требует глубокого осмысления, каждый из нас имеет свободу и несёт личную ответственность за свой выбор. Нужно выбрать наиболее безопасную и подходящую для себя модель отношений, а следующий важный шаг будет заключаться в ответственном поиске и выборе партнёра со схожей моделью отношений. Счастливы те люди, кому удалось найти супруга/партнёра с разделяемой моделью.


Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей ситуации, которую Вы хотите решить.

Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я определю, смогу ли я Вам помочь. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать, отправив его мне на почту .

Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу. 

Made on
Tilda